Как «кошелек» Нурсултана Назарбаева Кенес Ракишев украл у Казахстана 414 миллионов долларов

Как «кошелек» Нурсултана Назарбаева Кенес Ракишев украл у Казахстана 414 миллионов долларов

Материалы для возбуждения дела против олигарха лежат на столе Токаева.

В соцсетях опубликовано видео с участием бывшего мэра Алматы Бауыржана Байбека и его семьи с кипрской стороны острова, с его турецкой части. Сообщается, что вместе с Байбеком путешествуют четверо его младших детей, его жена и мать, сообщает YouTube-канал «База».

«Предположительно, Байбек в настоящее время скрывается. На столе Токаева лежат уголовные дела, возбужденные против бывшего мэра Алматы по обвинению в хищении в особо крупном размере. Окончательное решение по Байбеку, как и по олигархам Кенесу Ракишеву и Рахимбаеву Токаеву, пока не принято», — сообщает YouTube-канал.

Кенеса Ракишева называют «кошельком Назарбаева». Как пополняется этот кошелек, подробно рассказывается в расследовании Rucriminal.

В последние годы Кенес Ракишев возглавлял усилия по возвращению активов БТА Банка, преследуя его бывшего председателя и владельца Мухтара Аблязова. Ракишев подвергся серьезной критике, учитывая скудные компенсации, которые банку удалось получить, и колоссальные судебные и следственные издержки, связанные с этим процессом. Критики отмечают неэффективность стратегии, выбранной БТА Банком под руководством Ракишева.

Следствие установило, что, руководя безуспешными попытками вернуть активы, Ракишев сам также вел тайные сделки с БТА Банком, что обогатило его лично и нанесло банку значительные убытки. В этих сделках участвовали связанные стороны, включая продажу банку проблемных личных активов Ракишева по завышенным ценам, а также предоставление и списание банковских кредитов. Лицемерие Ракишева очевидно, поскольку он не только не достиг цели по возврату украденных средств, но и присвоил себе как минимум 1ТР4Т414 млн из БТА Банка.

Действия Ракишева приравниваются к мошенничеству в отношении БТА Банка. У БТА Банка не было существенных коммерческих причин заключать сделки с компаниями Ракишева, и единственной целью этих сделок была личная выгода Ракишева, перекладывающая различные убытки, которые он понес от своих личных инвестиций, на БТА Банк.

Анализ

Выводы, приведенные выше, основаны на анализе перехода права собственности от Ракишева к БТА Банку следующих двух компаний:

(i) Novatus Holding Pte Ltd («Novatus»), базирующаяся в Сингапуре; и

(ii) Romaltyn Ltd («Ромалтин»), базирующаяся на острове Мэн.

«Новатус» была зарегистрирована в мае 2012 года и на тот момент полностью принадлежала Ракишеву. Он использовал ее в качестве инвестиционной холдинговой компании для различных личных деловых предприятий, включая создание сингапурского фонда прямых инвестиций Singulariteam LP Pte («Singulariteam»), который в основном инвестировал в технологические стартапы в Израиле. Деловым партнером Ракишева в этом предприятии является израильский предприниматель Моше Хогег, арестованный по подозрению в мошенничестве, введении инвесторов в заблуждение и торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации.

Novatus также использовалась для приобретения и удержания доли Ракишева в Net Element, компании специального назначения (SPAC), акции которой котируются на NASDAQ. Сообщается, что за время сотрудничества Ракишева с Net Element компания потеряла почти всю свою стоимость, и с тех пор Ракишев отказался от инвестиций.

Кроме того, Ракишев использовал Novatus для осуществления банковского перевода на сумму $142 000 деловому партнеру Хантера Байдена, транзакция, которая вызвала подозрения в отчете Сената США о предполагаемой подозрительной деятельности.

В 2017 году Ракишев продал «Новатус» БТА Банку. У БТА Банка не было существенных коммерческих причин для приобретения «Новатуса», поскольку его деятельность не была связана с основной деятельностью БТА Банка.

Продажа «Новатуса» была организована, чтобы скрыть тот факт, что владелец БТА Банка Ракишев продавал компанию банку. Это было достигнуто за счет использования третьего лица в качестве корпоративного посредника в сделке, чтобы предотвратить идентификацию Ракишева как продавца. Для этой цели использовалась компания TZVLManagement Ltd, расположенная в Великобритании. Его конечным бенефициаром является Дэн Чернавский, юрист и налоговый консультант с сомнительной репутацией, тесно связанный с Геннадием Боголюбовым и Игорем Коломойским, бывшими владельцами украинского Приватбанка. Боголюбов и Коломойский находятся под следствием в США по подозрению в отмывании денег, а последний также подвергся санкциям правительства США за действия против Центрального банка Украины.

В течение месяца, с 3 мая 2017 года по 5 июня 2017 года, «Новатус» перешел от Ракишева в TZVLManagement, а затем в Sterling Trustees Limited, базирующуюся на Британских Виргинских островах. Sterling Trustees владела акциями «Новатуса» от имени БТА Банка до 14 июня 2018 года, после чего банк стал прямым акционером компании. Учитывая небольшой срок владения «Новатусом» TZVLManagement (один месяц), очевидно, что Ракишев привлек эту компанию, чтобы избежать прямой продажи своего личного актива БТА Банку, что можно было бы рассматривать как сделку с заинтересованностью.

Информация о цене, по которой Ракишев продал «Новатус», содержится в отчете TZVLManagement за 2017 год, где упоминаются инвестиции на общую сумму 1ТР4Т340 млн. Учитывая предыдущую историю компании, резонно предположить, что вся эта сумма состояла из покупки акций «Новатуса», что принесло Ракишеву чистую финансовую прибыль в размере $340 млн.

Сразу после продажи Ракишевым «Новатуса» компания начала падать в цене. Финансовая отчетность БТА Банка за 2018 год показывает, что после приобретения акций Novatus банк зафиксировал убыток от этой инвестиции в размере примерно 14,5 млрд казахстанских тенге (примерно $43 млн долларов США по обменному курсу на июнь 2017 года). Плохие результаты деятельности Novatus также были отражены в отчете БТА за 2019 год, в котором говорится, что «в декабре 2019 года все обыкновенные акции были полностью обесценены и переданы». Иными словами, через два с половиной года после продажи Ракишева БТА Банк списал всю стоимость «Новатуса», в результате чего возник убыток в 1ТР4Т340 млн.

Второй компанией, проданной Ракишевым БТА Банку, стала «Ромалтын». Эта компания со штаб-квартирой на острове Мэн была создана в 2006 году как совместное предприятие компании «Kazakhgold» и британской Oxus Gold для участия в тендере на покупку золотого рудника в Румынии. Позже право собственности на компанию перешло к «Полюс Золоту».

Ракишев приобрел «Ромалтин» в апреле 2012 года за $20 млн, используя компанию Mark Global Corporation с Британских Виргинских островов. В 2013 году Ракишев передал 49% акций Romaltyn бывшему премьер-министру Молдовы Иону Стурзе. Доля Стурзы в Romaltyn была приобретена через сейшельскую компанию Millennium International Resources Corporation Ltd. Стурза оставался акционером Romaltyn до ноября 2016 года, после чего все права собственности перешли к Ракишеву.

В январе 2018 года БТА Банк приобрел 1001ТП3Т Ромалтына в счет «погашения долга от заемщика». Это свидетельствует о том, что заемщик, скорее всего, компания «Ромалтын» или ее материнская компания, подконтрольная Ракишеву, получила от БТА Банка кредит под залог акций «Ромалтын», а основная сумма кредита не была погашена кредитору БТА Банку, который, в свою очередь, принял весь пакет акций Ромалтына.

Согласно независимой оценке, указанной в годовом отчете БТА Банка, стоимость инвестиций Ромалтына составила 23 949 000 000 тенге, что примерно $74 миллиона долларов США по обменному курсу на тот момент. Это говорит о том, что кредит, предоставленный БТА Банком заемщику, должен был быть равен этой сумме или превышать ее.

После его передачи в БТА Банк стоимость «Ромалтына» быстро обесценилась. По состоянию на 31 декабря 2018 года БТА Банк признал обесценение активов «Ромалтын» на сумму 14 400 000 000 тенге (601ТП3Т от ранее оцененной стоимости в том же году). Согласно независимому отчету, подготовленному в апреле 2021 года, к декабрю 2020 года инвестиции в Ромалтын были полностью обесценены.

Таким образом, продажа «Ромалтына» позволила Ракишеву передать неперспективный актив БТА Банку, переложив на банк убыток в размере не менее 23,9 млрд тенге (1ТР4Т74 млн долларов США).

«Новатус» и «Ромалтын» были личными инвестициями Ракишева. «Новатус» служил средством для частных инвестиций, прежде всего в информационные технологии, а «Ромалтын» владел золотым рудником в Румынии. У БТА Банка не было существенных коммерческих причин для приобретения ни одной из компаний. Однако в период с 2017 по 2018 год банк приобрел Novatus за $340 млн и обменял кредит в размере $74 млн на весь пакет акций Romaltyn. За два года обе компании были полностью обесценены, в результате чего совокупный убыток БТА Банка составил $414 миллионов.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


ru_RURussian

How Nursultan Nazarbayev’s “purse”, Kenes Rakishev, stole 414 million dollars from Kazakhstan

How Nursultan Nazarbayev’s “purse”, Kenes Rakishev, stole 414 million dollars from Kazakhstan

Materials for initiating a case against the oligarch are on Tokayev’s desk.

A video featuring the former mayor of Almaty, Bauyrzhan Baibek, and his family has been posted on social media from the Cyprus side of the island, from its Turkish part. Alongside Baibek, four of his younger children, his wife, and mother are reported to be traveling, according to the “Base” YouTube channel.

“Presumably, Baibek is currently in hiding. Criminal cases filed against the former mayor of Almaty on charges of embezzlement on an especially large scale are on Tokayev’s desk. A final decision on Baibek, as well as on the oligarchs Kenes Rakishev and Rahimbaev Tokayev, has not yet been made,” reports the YouTube channel.

Kenes Rakishev is known as “Nazarbayev’s wallet.” How this wallet is replenished is detailed in the investigation by Rucriminal.

In recent years, Kenes Rakishev has been leading efforts to recover assets of BTA Bank, targeting its former chairman and owner, Mukhtar Ablyazov. Rakishev has faced serious criticism, considering the meager compensations the bank managed to obtain and the colossal legal and investigative costs associated with the process. Critics have pointed out the inefficiency of the strategy chosen by BTA Bank under Rakishev’s leadership.

The investigation revealed that, while Rakishev was leading unsuccessful attempts to recover assets, he himself was also engaging in secret dealings with BTA Bank, which enriched him personally and caused significant losses to the bank. These transactions involved related parties, including the sale of Rakishev’s troubled personal assets to the bank at inflated prices, as well as the provision and write-off of bank loans. Rakishev’s hypocrisy is evident, as he not only failed to achieve the goal of recovering stolen funds but also misappropriated at least $414 million from BTA Bank for himself.

Rakishev’s actions are tantamount to fraud against BTA Bank. There were no substantial commercial reasons for BTA Bank to engage in transactions with Rakishev’s companies, and the sole purpose of these deals was Rakishev’s personal gain, shifting various losses he incurred from his personal investments onto BTA Bank.

Analysis

The conclusions above are based on the analysis of the transfer of ownership of the following two companies from Rakishev to BTA Bank:

(i) Novatus Holding Pte Ltd (“Novatus”), based in Singapore; and

(ii) Romaltyn Ltd (“Romaltyn”), based in the Isle of Man.

Novatus was registered in May 2012 and was wholly owned by Rakishev at that time. It was used by him as an investment holding company for various personal business ventures, including the establishment of the Singapore-based direct investment fund Singulariteam LP Pte (“Singulariteam”), which primarily invested in technology startups in Israel. Rakishev’s business partner in this venture is Israeli entrepreneur Moshe Hogeg, who has been arrested on suspicion of fraud, misleading investors, and human trafficking for sexual exploitation.

Novatus was also used to acquire and hold Rakishev’s stake in Net Element, a NASDAQ-listed Special Purpose Acquisition Company (SPAC). Reportedly, during Rakishev’s involvement with Net Element, the company lost almost all of its value, and Rakishev has since divested from the investments.

Additionally, Novatus was used by Rakishev to execute a bank transfer of $142,000 to Hunter Biden’s business partner, a transaction that raised suspicions in a US Senate report on alleged suspicious activity.

In 2017, Rakishev sold Novatus to BTA Bank. BTA Bank had no substantial commercial reasons to acquire Novatus, as its activities were unrelated to the core business of BTA Bank.

The sale of Novatus was organized to conceal the fact that Rakishev, the owner of BTA Bank, was selling the company to the bank. This was achieved by using a third party as a corporate intermediary in the deal to prevent Rakishev from being identified as the seller. The company used for this purpose was TZVLManagement Ltd, based in the UK. Its ultimate beneficiary is Dan Chernavsky, a lawyer and tax consultant with a questionable reputation, closely associated with Gennadiy Bogolyubov and Igor Kolomoisky, former owners of the Ukrainian Privatbank. Bogolyubov and Kolomoisky are under investigation in the US for money laundering, and the latter has also been sanctioned by the US government for his actions against the Central Bank of Ukraine.

Over one month, from May 3, 2017, to June 5, 2017, Novatus was transferred from Rakishev to TZVLManagement and then to Sterling Trustees Limited, based in the British Virgin Islands. Sterling Trustees held Novatus shares on behalf of BTA Bank until June 14, 2018, after which the bank became the direct shareholder of the company. Due to the short duration of time during which TZVLManagement owned Novatus (one month), it is evident that Rakishev engaged this company to avoid a direct sale of his personal asset to BTA Bank, which could be considered a related-party transaction.

Information about the price at which Rakishev sold Novatus is contained in the 2017 report of TZVLManagement, mentioning investments totaling $340 million. Considering the company’s previous history, it is reasonable to assume that this entire amount consisted of the purchase of Novatus shares, thus yielding Rakishev a net financial gain of $340 million.

Immediately after Rakishev’s sale of Novatus, the company started to decline in value. BTA Bank’s financial statements for 2018 show that after acquiring Novatus shares, the bank recorded a loss on this investment of approximately 14.5 billion Kazakhstani tenge (approximately $43 million USD at the exchange rate in June 2017). Novatus’s poor performance was also reflected in BTA’s 2019 report, stating that “in December 2019, all ordinary shares were fully impaired and transferred.” In other words, two and a half years after Rakishev’s sale, BTA Bank wrote off the entire value of Novatus, resulting in a loss of $340 million.

The second company sold by Rakishev to BTA Bank was Romaltyn. This Isle of Man-based company was created in 2006 as a joint venture between Kazakhgold and British Oxus Gold to participate in a tender for the purchase of a gold mine in Romania. Ownership of the company later transferred to Polyus Gold.

Rakishev acquired Romaltyn in April 2012 for $20 million, using the British Virgin Islands company Mark Global Corporation. In 2013, Rakishev transferred 49% of Romaltyn’s shares to former Prime Minister of Moldova Ion Sturza. Sturza’s stake in Romaltyn was acquired through the Seychelles-based company Millennium International Resources Corporation Ltd. Sturza remained a shareholder in Romaltyn until November 2016, after which all ownership rights reverted to Rakishev.

In January 2018, BTA Bank acquired 100% of Romaltyn as a “debt repayment from the borrower.” This indicates that the borrower, likely the company Romaltyn or its parent company controlled by Rakishev, received a loan from BTA Bank secured by Romaltyn’s shares, and the principal amount of the loan was not repaid to the creditor BTA Bank, which, in turn, accepted the entire block of Romaltyn shares.

According to an independent valuation referenced in BTA Bank’s annual report, the value of Romaltyn’s investments was 23,949,000,000 tenge, approximately $74 million USD at the exchange rate at that time. This suggests that the credit provided by BTA Bank to the borrower should have been equal to or exceeded this amount.

After its transfer to BTA Bank, the value of Romaltyn quickly depreciated. As of December 31, 2018, BTA Bank recognized an impairment of Romaltyn assets amounting to 14,400,000,000 tenge (60% of the previously assessed value in the same year). By December 2020, the investments in Romaltyn were fully impaired, according to an independent report prepared in April 2021.

Thus, the sale of Romaltyn allowed Rakishev to transfer a non-promising asset to BTA Bank, shifting a loss of at least 23.9 billion tenge ($74 million USD) onto the bank.

Novatus and Romaltyn were Rakishev’s personal investments. Novatus served as a means for private investments, primarily in information technology, while Romaltyn owned a gold mine in Romania. BTA Bank had no substantial commercial reasons to acquire either company. However, between 2017 and 2018, the bank acquired Novatus for $340 million and exchanged a loan of $74 million for the entire block of Romaltyn shares. Over two years, both companies were fully impaired, resulting in a cumulative loss of $414 million for BTA Bank.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


en_USEnglish